Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 0

Знакомство с первыми лингвистическими понятиями на подготовительном этапе обучения грамоте

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngobuchenie_gramote_doshkolnikov_v_starshey_gruppeno1.docx 13.17 КБ

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngnod_znakomstvo_s_predlozheniem.docx 14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте дошкольников в старшей группе

занятие 1

Тема: Знакомство со словом и предложением.

Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми; дать понять детям, что слово обозначает все, что их окружает,  что предложение состоит из слов; Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слышать и слушать произносимые слова.

Материал к занятию: сюжетная картинка, фишки, игрушки

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о слове. : все, что нас окружает, можно назвать словами. Вокруг нас существует множество предметов. Осмотритесь вокруг себя, что вы видите? Сейчас каждый из вас назовет по одному слову, которое обозначает предмет, находящийся в группе. (дать возможность сказать каждому ребенку). —  Посмотрите, как  много слов мы сказали, ребята.

Воспитатель:— Я хочу поиграть с вами. Игра называется «Пары слов». Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его «пару».

Кошка-молоко               мальчик-машина              стол-пирог

Тетрадь-карандаш       школа-ученик                      книга-сказка

Дорога-светофор          магазин-продавец              подарки-праздник

Воспитатель:_ Молодцы, хорошо получается.

— Устали? Отдохнем?  Игра «Бывает — не бывает?»  физминутка.

Дети встали. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает-  стоите на месте, если такое не бывает —  приседаете.

Волк бродит по лесу.                             Волк сидит на дереве.

Кошка гуляет по крыше.                       Девочка рисует домик.

Собака гуляет по крыше.                       По небу лодка плывет.

Домик рисует девочку.                          Мышка любит сыр.

Кот купил колбасу.                                   У курицы 2 ноги.

Курица меньше индюка.                        Ночью бывает радуга.

На лугу пасется конь.                              Собака ест траву.

Козел дает молоко.                                  В небе летит самолет.

_ Молодцы, слушали внимательно. Веселая у нас получилась физминутка.  (Сели на места).

Воспитатель:Все что мы слышим, произносим — это речь человеческая. Речью обладает только человек. Животные — нет.,  наша речь состоит из слов, но слова эти мы произносим не как попало, а в определенной последовательности (это предложения) , иначе мы не смогли бы понять друг друга. Предложения имеют законченную мысль.

(показать сюжетную картинку) Что здесь изображено? …. Этот ответ называется предложением.   Я выложу его с помощью слов-фишек. Попробуйте составить предложение. В начале назовите кто? изображен на рисунке. Потом скажите что делает?  (ребенок говорит и выставляет фишки) Сколько слов в каждом предложении? (ск. фишек – ст.и слов)

Подведение итогов: — Ребята, вы сегодня очень хорошо позанимались, но лучше всех поработали…

*С чем мы сегодня познакомились? (познакомились с  предложением)

*Что мы учились делать? (мы учились составлять предложения)

*Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов)

Предварительный просмотр:

Знакомство с предложением.

Цель:формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи. Задачи:1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.3. Обучение графической записи предложения.4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.Материалы и оборудование:снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.

Ход НОД:

I часть. Дети сидят полукругом.— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).— Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.— Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).— Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.II часть.Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».— Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).— Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).— А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)— В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.III часть.А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:• Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).• Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).• В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).• На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).• Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).• Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).• Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).• Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).— Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.— Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.IV часть. Физминутка.Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:Мы листики осенние,На веточках сидели (дети приседают).Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)И на землю тихо сели,Ветер снова набежалИ листочки все поднял,Повертел их, покружил (кружатся на месте)И на землю опустил.V часть. Проходим за столы.— Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.— Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.Самостоятельная работа детей. Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.VI заключительная часть.Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/11/03/znakomstvo-so-slovom-i-predlozheniem
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/08/znakomstvo-s-predlozheniem

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации