Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 2

Ознакомление с птицами

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngznakomstvo_s_domashnimi_ptitsami.docx 20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с птицами

Категория школьников: 2-3 класс

Форма проведения: игровая

Цель:  продолжить знакомство с птицами

Задачи: образовательные

— обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах— познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц— показать огромное значение птиц в природе и жизни человека — раскрыть роль охраны птиц и окружающей природыразвивающие— развивать творческое воображение и фантазию у учащихся

-развивать мелкую моторику пальцев — развивать логическое мышление и внимание— развивать умения и навыки самостоятельной работы у младших школьниковвоспитательные 

— воспитывать любовь и бережное отношение к птицам — прививать любовь к родной природе— формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

-воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Планируемый результат:

-формирование навыков работы с бумагой

-совершенствовать знания младших школьников о многообразии птиц, роли в природе и жизни человека, о необходимости охраны и заботы.

Формируемые УУД:

Познавательные:

 -совершенствовать знания о птицах

-совершенствовать

Коммуникативные:

-формировать умение работать в коллективе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

 -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Оборудование:картины о птицах, мультимедийная установка, карточки с заданиями, памятные подарки, фонограмма песни «Просьба», мультимедийная презентация, выставка рисунков, выставка книг на тему: «Что читать о птицах?», экологические плакаты,цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблоны.

Используемые методы:

  • словесный: рассказы педагога  и  высказывания и сообщения  обучающихся;
  • наглядный: демонстрация таблиц на данную тему, творческих работ детей, фотографий, презентации, прослушивание записей голосов птиц;
  • практический: выполнение практической работы

Используемые технологии:

— ИКТ

— здоровьесберегающие

— технология развивающего обучения

Подготовительный этап: дети за несколько недель до мероприятия заранее готовят стихи о птицах, рисуют рисунки, плакаты

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация познавательной деятельности
  3. Постановка цели и задач занятия.
  4. Основная часть (составление устного экологического журнала):
  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент. Приветствие.

Эмоциональный настрой на работу

На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки. Звучит спокойная, тихая музыка

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в этот теплый апрельский день, когда на улице звенит капель, а по дорожкам бегут весёлые ручейки и все кругом согрето дыханием весны, мы собрались в этом нарядном зале, чтобы вместе с вами пролистать страницы устного экологического журнала и торжественно поприветствовать наших друзей. 

Прежде чем начать работу, хочу поделиться с вамиприемом «Подари улыбку».

— Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Приветствуют.

Слушают, принимают учебную задачу.

Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.

II Мотивация познавательной деятельности

Постановка цели занятия

А кто же они,  наши гости?

Вы узнаете, отгадав загадку.Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку:Длинный клюв и два крыла,Прилетит — плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это… (птица). 

-Назовите тему сегодняшнего занятия.

— Какие цели поставим перед собой?

Работать будем необычно: в течении занятия будем составлять экологический журнал. И первая страница – это сообщения ребят.

-А что в птицах удивительного?

Угадывают загадку.

Это птица.

Эти удивительные создания.  

Озвучивают цели.

Предположения детей.

III Основная часть

Сообщение учащихся

-Послушайте сообщения, которые приготовили ребята.

-Приготовьтесь ответить на вопрос: что же такого удивительного в птицах?

А кто знает, как птицы догадываются, куда лететь на зиму?

Да, это действительно загадка природы: в результате опытов выяснилось, что, кроме врожденного чувства направления, птицы способны ориентироваться. Летящие днем — по горам, рекам, морям, крупным городам. Летящие ночью — по звездам, луне.

Как называется наука, изучающая жизнь птиц? Издавна птицы привлекали внимание человека своим прекрасным мелодичным пением. Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение. Чирикая, щебеча, каркая, пернатые призывают других птиц или вызывают противников на бой, выражают свою радость или страх, предупреждают об опасности или проявляют любопытство и удивление. Птицы разных видов чудесно понимают друг друга. 

Одной из ярких категорий устного народного творчества являются приметы, связанные с птицами, многие из которых актуальны и сегодня. Народные приметы про птиц касаются не только предсказаний о погоде или урожайности, немало предсказаний основывается на роли птиц в жизни человека.

Вторая страничка журнала «Приметы про птиц»

-А какие приметы о птицах  знаете вы?

— Молодцы! Очень много о птицах!

Ученики выступают с заранее подготовленными сообщениями, сопровождаемые презентациями.

Первый ученик.

Удивительные творения природы — птицы — радуют нас и своей подвижностью, и голосом, и обликом.

Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли заботу о пернатых друзьях.

Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас? (ответы детей)

Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские птицы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься на высоту 9 км, а горные гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин Памира. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще постоянно поют.

У птиц необычно острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу.

Едва ли найдутся в животном мире (за исключением, пожалуй, рыб) другие существа, столь же причудливо окрашенные, как птицы: взять хотя бы попугаев или наших щеглов.

И наконец — птицы поют. Чиж дарит нам незатейливую песенку, очень нежную. Очаровывают и завораживают удивительные трели соловья: нежные мелодичные фразы сменяются то резким свистом, то щелканьем.

На одном занятии трудно рассказать обо всех птицах, об этом вы узнаете в свободное время.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из тех, что живут в России.

Второй ученик.

Я расскажу вам об аисте. Эти теплолюбивые птицы стали довольно редкими, но пока еще встречаются на Украине и в Белоруссии. А в России их чаще всего можно увидеть в Псковской, Смоленской, Калужской и Орловской областях, где эти замечательные птицы гнездятся.

В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на котором он поселился. Но что удивительно, стоит аисту отлететь на свое любимое озеро, как вы его не узнаете. Из мирно сидящей на крыше дома птицы он превращается в настоящего хищника, жадно хватающего клювом все живое: разных червяков, личинок, улиток, лягушек. Недавно ученые сделали одно удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на ходу — то есть на лету (при дальних перелетах в стае).

Третий ученик. Я расскажу вам о неприметном воробышке. У наших воробьев имеется много интересных особенностей. Приглядитесь, например, как они взлетают при появлении опасности — это похоже на своеобразный взрыв, после которого птицы «рассыпаются» в разные стороны множеством «осколков». А характер! Живя всю жизнь бок о бок с человеком, воробьи сумели остаться гордыми и независимыми. Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. А посаженный в клетку воробей будет биться в ней до тех пор, пока человек не поймет, что приручать этих птиц бесполезно, и не выпустит его обратно на волю. Воробьи — смелые бойцы. Часто можно видеть, как стая этих птиц отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка.

Четвертый ученик.

Я расскажу вам о дроздах. «Вы слыхали, как поют дрозды?» — вспоминаются слова из песни. Да, они действительно замечательные певцы, обладающие громким мелодичным голосом.

Всемирно признанный лучшим певцом соловей дроздам родственник — они относятся к одному семейству — дроздовых. Особенно хорошо поют соловьи, когда цветет сирень. Трели соловья слышны на расстоянии нескольких сотен метров. Удивительный и незабываемый концерт!.. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства не до пения — надо помогать самке кормить детенышей. Неплохо поют и маленькие птички семейства дроздовых — зарянка (малиновка), горихвостка.

Орнитология

1.Бьющаяся в окно птичка (к доброму известию).2. Днём сова кричит (к дождю).3. Ласточки низко — (будет дождь).4. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).5. Если летом воробьи купаются в луже, то скоро (наступит жара). Орёл над головой несёт (победы и удачу).7. Если на окно вашего дома сядет голубь – (ждите письмо).8. Если воробьи громко чирикают зимой, то скоро (пойдет снег).9.Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бури).10.Если гуси весной возвратились рано, то теплые дни наступят (рано).

IV Практическая работа

Звучит мелодия

 «Звуки леса»

Индивидуальная помощь при  необходимости

Третья страничка журнала «Практическая работа «Птичий портрет»

Рассмотрите образец, который я приготовила

-Скажите, что нам понадобится для того, чтобы выполнить аппликацию?

Вспомним правила безопасности на занятии.

А теперь, ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе нашу планету без птиц.

— Что произойдет?

Если исчезнут птицы, то человек и весь животной мир погибнет. И чтобы этого не случилось, чтобы не произошло экологической катастрофы на планете Земля.

— Какие действия нужно предпринимать, что сохранить птиц?

 Мы должны беречь и охранять наших пернатых друзей, помогать им в зимнее время. 

Вспомнив правила ТБ, приступаем к работе.

  1. Приготовьте лист картона, который будет фоном.
  2. Из цветной бумаги вырежете контур птицы
  3. Нарежьте тонкие полоски бумаги
  4. Расположите детали на листе картона, наклейте. Полоски из цветной бумаги сложите пополам, приклейте на месте хвостика и хохолка.

Украсьте голову, нарисуйте глазки

Рассматривают образец.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблоны

Т.Б. №1 Общие правила техники безопасности.

   1.         Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

  2.         Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

   3.         Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.

 4.         Не работай неисправными и тупыми инструментами.

 5.         При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6.         Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

7.         Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

 8.         Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

  9.         Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.

Т.Б. №2 Правила обращения с ножницами.

  1.         Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2.         При работе внимательно следи за направлением реза.

3.         Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

 4.         Не держи ножницы лезвиями вверх.

 5.         Не оставляй ножницы в открытом виде.

 6.         Не режь ножницами на ходу.

7.         Не подходи к товарищу во время резания.

  8.         Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

    9.         Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Т.Б. №3 Правила работы с клеем.

   1.         С клеем работай только на подкладном листе.

  2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью.

 3. После работы вымой кисть и руки с мылом.

Выполняют действия под руководством учителя.

V Итог занятия

По итогам занятия можно оформить выставку творческих работ учащихся.

— Вспомним цели, которые ставили вначале занятия.

— Достигли ли их?

— Что важного было на занятии?

— Было ли сложно? В чем были сложности?

-Чему научились?

Выставляют творческие работы на выставку.

Осмысливают, отвечают на вопросы.

VI Рефлексия

Прием «Корзина идей»

— Сейчас я предлагаю высказать свое мнение о занятии.

На листах бумаги запишите ваши впечатления.

Закончить занятие мне хотелось бы следующими словами:

На восходе ярко солнышко встает.При любой погоде птица запоет,Будет петь и в зной, и в слякоть и в жару,Чтобы человек стремился к свету и добру.

Вот и закрылась последняя страница нашего устного экологического журнала «В мире птиц». И мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижайте наших пернатых друзей. Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Предварительный просмотр:

«Знакомство с домашними птицами»

Цель:

1.Познакомить детей с домашними птицами: курица, петух, гусь, гусыня, утка, селезень, индюк, индюшка.

2.Дать  знания о среде обитания: живет рядом с человеком, человек ухаживает за ними: кормит, поит, лечит, строит дом (курятник).

3.Дать знания о пользе домашних птиц: несут яйца, высиживают птенцов…

4.Учить правильно, называть птенцов домашней птицы: утенок, гусенок, индюшонок.

5.Активизировать словарь детей за счет слов: несут яйца, высиживают птенцов, курятник, птичий двор.

6.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему.

Материал: игрушка – петушок, изображение петуха, курицы, гуся, гусыни, утки, селезня, индюка, индюшки и их детенышей.

Предварительная работа: беседа о домашних птицах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок о животных, ди «Ты чей, малыш?».

Ход НОД

Воспитатель: — Ребята, вы слышали? Кто стучит? Пойду посмотрю.

(Открываю дверь. Входит петушок.)

Воспитатель: — Посмотрите, кто к нам пришел? (Ответ детей)

Воспитатель: — Здравствуй, петушок, что случилось? Почему ты такой грустный?

Петушок: — Я сегодня проснулся очень рано, чтобы разбудить солнышко. Оно всегда просыпается под мою песенку. Вышел во двор, поклевал зернышки, да горошка, но я так торопился к ребятам в гости. Одна горошинка застряла у меня в горлышке. А песенку пропеть я так и не смог и очень расстроился.

Воспитатель: — Петушок, ты не расстраивайся. Мы с ребятами тебе поможем. Давайте дадим петушку водичку. Он выпьет, и горошинка у него проскочит.

(Угощаем петушка водой.)

Петушок: — Спасибо вам, ребятки, теперь я снова громко могу петь.

(Поет.)

Воспитатель:  — Петушок, а можно ребятки на тебя посмотрят? Посмотрите, какой петушок красивый и очень важный! Сразу видно, что он самый главный в своем доме! Посмотрите, у петушка есть головка, туловище, крылышки, лапы и хвост. А что у него на головке? (Глазки, клюв, гребешок, бородка, крылышки, хвост) А какого цвета гребешок и бородка? (Красного) А какого цвета хвост? (Красного, синего, зеленого).  Петя – петушок, а что ты умеешь делать?

Петушок:  — Я очень люблю громко петь. А еще я умею клевать зернышки, грести лапками, хлопать крыльями.

Воспитатель: — Петя – петушок, а что ты нам принес?

Петушок: — Я принес красивую коробочку, а в ней интересные картинки.

Воспитатель: — Давай мы с ребятами посмотрим твои картинки. Петя, на картинках птицы, но они все перепутались и не могут найти свои семьи. Давайте им поможем.

(Показываю изображение утки.)

Воспитатель: — Это кто? (Утка) А кого мы прикрепим рядом с уточкой? (Селезня) Да, получится утиная семья.

(Собираем куриную, гусиную, индюшиную семьи.)

Воспитатель: — Мы с вами нашли пап и мам, а кого не хватает еще в этих семьях? (Детенышей) А как называются детеныши птиц? (Птенцы, птенчики)

(Показываю детям птенцов: цыпленка, гусенка, утенка, индюшонка. Предлагаю разместить их рядом с родителями.)

Воспитатель: — Мы с вами помогли птенцам найти свою семью. Ребята, всех этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком. Человек строит для них дом, который         называется курятник, и находится курятник на птичьем дворе. Человек ухаживает за ними: кормит, поит, лечит. А домашние птицы приносят пользу: несут яйца, высиживают птенцов.

— А теперь я вам расскажу стихотворение, а вы послушайте и повторяйте все движения за мной.

 В нашей избушке петух поет,

Мышка норушка избушку метет,

Кошка на окошке штанишки шьет,

Курочка на печке горшки скребет.

(Повторяем стихотворение 2 раза.)

Воспитатель:  — Скажите, какие домашние птицы есть в этом стихотворении. (Курочка и петух). Посмотрите, ребята, а в коробке еще что-то есть. Изображение какой птицы у меня в руках? (Петуха). Сейчас я раздам вам такие же картинки, а вы посмотрите, чего не хватает у петушка и дорисуйте.

Д/игра «Дорисуй»

Воспитатель: — Ребята, картинки каких птиц принес нам петушок? (Ответы детей) А  как называются эти птицы? (Домашние) А почему их называют домашними птицами? (Живут рядом с человеком. Человек строит им дом, кормит.) Какую  пользу приносят домашние птицы? (Несут яйца, высиживают птенцов)

Петушок: — Спасибо вам, ребята, вы хорошо занимались, старались помочь моим друзьям, домашним птицам, найти свою семью. Я так много о себе узнал, но мне пора домой в курятник. До свиданья.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngЗнакомство с птицами 40.57 КБ

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/18/znakomstvo-s-domashnimi-ptitsami
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/01/25/znakomstvo-s-ptitsami

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации